economicus.ru

Под ред. Т. П. Субботиной
Мир и Россия
Пособие для дискуссий в старших классах. Институт "Экономическая школа", Санкт-Петербург, 2007



ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ:
в поисках национальной стратегии пазвития

Как видно из опыта нескольких последних десятилетий, отдельным РАЗВИВАЮЩИМСЯ СТРАНАМ удается достигать исключительно высоких темпов экономического роста и существенно сокращать свое отставание от наиболее РАЗВИТЫХ СТРАН мира. Однако для большинства развивающихся стран пока характерно дальнейшее отставание от стран-лидеров (см. рис. 4.4). Иными словами, хотя ускоренный прогресс отстающих стран и сближение всех стран мира по уровню развития ("конвергенция") в принципе возможны, такой наиболее желательный глобальный сценарий пока не является наиболее вероятным.

От чего же главным образом зависят успехи или неудачи в развитии отдельных стран мира? И что могут предпринять правительства развивающихся стран для ускорения их экономического и социального развития?

К сожалению, никто не даст вам простых и однозначных ответов на эти вопросы. Но вы можете попытаться ответить на них самостоятельно применительно к потребностям вашей страны. Используйте для этого информацию об опыте развития России и всех других стран мира, в том числе содержащуюся в этой книге.

Размышляя над такими глобальными вопросами или обсуждая их с друзьями, постарайтесь учесть, что развитие страны - процесс гораздо более сложный, чем простое накопление национального капитала (даже в его наиболее современном понимании - см., например, главу 17). Общественное развитие предполагает качественное изменение всей структуры общества вплоть до изменения способа мышления людей, ведущего к возникновению новых общественных отношений и новых методов производства. К тому же далеко не любое даже кардинальное изменение в обществе является шагом по пути развития. Под общественным развитием обычно понимают лишь такие изменения, которые отвечают интересам большинства, способствуя повышению качества жизни людей и позволяя им увереннее смотреть в будущее. Причем этот процесс комплексного изменения общества должен происходить с участием всего населения страны, а не в форме модернизации в отдельных отраслях или в крупнейших городах.


"Социальный капитал" и социальное единство общества

Исследователи, анализирующие процессы общественного развития в глобальном масштабе, заметили, что отдельным странам или даже регионам внутри стран иногда удается гораздо более эффективно использовать свои производственные ресурсы (включая ) и, соответственно, развиваться гораздо более успешно. Чем это можно объяснить? Загляните еще раз в главу 17. На рисунке 17.1 показана различная структура национального богатства в двух разных регионах мира. Однако именно те факторы, которые не удалось показать на рисунке, возможно, как раз и играют решающую роль в развитии стран и регионов, являясь, по существу, важнейшей составляющей их богатства. Речь идет о том, как люди общаются между собой, как они сотрудничают и как разрешают неизбежно возникающие конфликты интересов. Исследователи пока условились называть совокупность всех этих аспектов общественной жизни социальным капиталом общества.

В понятие социального капитала включают все существующие формы организаций (государственных, частных или общественных), а также все формальные и неформальные отношения между людьми (личные, семейные и общественные; основанные на традициях или регулируемые законом). Социальный капитал - своего рода "клей", который скрепляет общество в единый "организм", и "организм" этот может быть более или менее жизнеспособным, т. е. способным к росту и развитию. В обществе, в изобилии обладающем социальным капиталом, снижаются все издержки производства и ведения бизнеса, поскольку отношения доверия, существующие между людьми, значительно облегчают координацию их усилий и способствуют взаимовыгодному сотрудничеству. Наоборот, в обществе с дефицитом социального капитала отсутствие доверия между людьми ведет к обострению всякого рода конфликтов (социальных, межнациональных и даже личных) и, соответственно, препятствует эффективному сотрудничеству, необходимому для быстрого ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА и УСТОЙЧИВОГО общественного РАЗВИТИЯ.

Поскольку социальный капитал общества складывается из множества составляющих, вряд ли возможно придумать один-единственный, исключительно правильный способ определения его величины. Однако это не означает, что измерение в данном случае вообще невозможно. Ученые используют различные обобщающие показатели, рассчитываемые на основе имеющихся данных опросов общественного мнения. Чаще всего используются, например, данные о степени доверия, которое испытывает население по отношению к государственным и негосударственным организациям, о распространенности членства в различных общественных организациях и о развитии независимых средств массовой информации. На основании такого рода измерений ученые сделали вывод об исключительной важности социального капитала общества для его успешного развития. При этом было замечено также, что радикальные реформы или быстрое, но несбалансированное развитие общества зачастую подрывают сложившиеся формы социального капитала, не заменяя их новыми. Подрыв социального капитала общества угрожает его социальному единству и ставит под вопрос возможность его дальнейшего развития. Многие исследователи считают, что именно такая опасность угрожает сейчас ряду стран с переходной экономикой, включая Россию.


Проблема коррупции в России

Одним из ярких признаков деградации социального капитала общества считается коррупция государственных служащих - взяточничество, злоупотребление властью, личное присвоение общественных фондов. Широко признается тот факт, что проблема коррупции резко усугубилась в России и ряде других стран в процессе их перехода от плановой экономики к рыночной. В результате оказалось подорванным уважение граждан к закону, выросла преступность, государственная политика стала в меньшей степени отвечать интересам большинства, а среди населения распространились настроения политической апатии и цинизма. Более того, в глазах многих коррупция государственных чиновников дискредитировала саму идею политической демократии как важнейшего условия развития общества. Под угрозой оказалось и дальнейшее продолжение экономических реформ.

Многие ученые уверены, что здоровое правовое государство, которое невозможно построить, не справившись с проблемой коррупции, имеет не меньшее значение для успешного экономического развития общества, чем такие важнейшие экономические условия, как достаточно высокий уровень СБЕРЕЖЕНИЙ и ИНВЕСТИЦИЙ (см. главу 6) или достаточно сильные стимулы к экономически эффективному производству (см., например, главу 11). Замечено даже, что страны, в наибольшей степени страдающие от коррупции в государственном аппарате, как правило, отличаются особенно низкими темпами экономического роста. Между тем, по данным целого ряда международных исследований, Россия относится к группе стран с самым высоким уровнем коррупции. Так, по данным международной общественной организации "Трансперенси Интернешнл", Россия в 1997 г. находилась на 49-м месте в списке 52 стран, граждане которых участвовали в специальных опросах общественного мнения о коррумпированности государственных служащих. Согласно этим опросам, граждане России страдали от коррупции чуть меньше, чем граждане Колумбии, Боливии и Нигерии, но больше, чем граждане Пакистана, Мексики и всех остальных 46 стран, участвовавших в этом сравнительном исследовании. Другая влиятельная общественная организация, "Фридом Хауз" (США), также поставила Россию на одно из самых последних мест в списке стран, успешно борющихся с проблемой коррупции.

Если эти оценки близки к истине, можно не сомневаться в том, что коррупция является одним из важнейших препятствий на пути прогрессивного развития нашей страны. Решение проблемы и восстановление доверия людей к государственным организациям, например путем совершенствования законодательства и укрепления правопорядка, стало бы важнейшим вкладом в восстановление подорванного социального капитала России.


Роль государственой политики в ускорении развития страны

Правительства стран, стремящихся ускорить свое экономическое и социальное развитие, неизбежно сталкиваются с проблемой ограниченности государственных ресурсов. Поэтому, хотя развитие общества и представляет собой многосторонний, комплексный процесс, правительствам приходится сознательно ограничивать сферу приложения своих усилий теми немногими областями, в которых государственное вмешательство может принести наибольший эффект.

В главе 11 уже говорилось о типичных дефектах рыночного механизма, в компенсировании которых велика роль государственной экономической политики. Однако этим роль государства в ускорении общественного развития, вероятно, не ограничивается. Считается, что правительства развивающихся стран могут внести существенный вклад в ускорение развития путем разработки оптимальной национальной стратегии развития и координации усилий основных участников этого процесса (государственных органов, частных компаний, общественных организаций) в рамках единого стратегического плана. Для этого правительства должны прежде всего создать в своих странах обстановку, содействующую возникновению широкого общественого согласия по вопросам ближайших и долгосрочных перспектив развития, путей достижения поставленных общественных целей и социальной ответственности каждого из участников. Формулирование приемлемых для большинства населения целей национального развития и координация усилий всех членов общества, направленных на достижение этих целей, - вот те задачи, решение которых, скорее всего, никак не может быть предоставлено автоматическим механизмам рыночной экономики. Эти функции могут взять на себя лишь правительства соответствующих стран.

Что же касается роли государственной политики в конкретных процессах осуществления национальной стратегии развития, то это во многом зависит, с одной стороны, от степени зрелости сложившейся в стране рыночной экономики, а с другой - от организационных и финансовых возможностей правительства данной страны. В целом ряде областей общественного развития правительство играет первостепенную роль, например в финансировании всеобщего начального образования и общедоступного медицинского обслуживания, социальной защите нетрудоспособных или создании и поддержании действенной правовой системы. Широко признается и важная роль правительства в сохранении и развитии национальной культуры, особенно в тех странах, где частный сектор и общественные организации еще недостаточно развиты для того, чтобы взять эту роль на себя.*

Среди других широко признанных задач государственной политики назовем также развитие и охрану здоровой рыночной конкуренции в частном секторе или облегчение доступа населения к необходимым для развития общества знаниям и информации. Последнее может достигаться, например, путем государственной поддержки фундаментальных научных исследований и образования, создания благоприятных условий для развития независимых средств массовой информации и общественных организаций, содействия развитию современных средств связи - телефонной сети и сети "Интернет".

В решении целого ряда других задач роль государства остается весьма дискуссионной. Например, экономисты спорят о том, в какой мере оправдана государственная защита от иностранной конкуренции (ПРОТЕКЦИОНИЗМ) тех отраслей национальной экономики, в развитии которых страна, возможно, обладает СРАВНИТЕЛЬНЫМ ПРЕИМУЩЕСТВОМ (см. главу 13). Неясно также, каким образом правительствам следует контролировать частные банки и другие частные финансовые организации, чтобы, с одной стороны, оградить население от болезненных финансовых потрясений, а с другой - избежать нежелательного сковывания частной инициативы.

* * *

В заключение отметим, что каждой стране мира приходится сталкиваться со своими специфическими проблемами выбора наилучшей национальной стратегии развития. Такой выбор делается более или менее демократическим путем и в расчете на более или менее долгосрочную перспективу. От него во многом зависят судьбы целых наций. Однако процесс выбора происходит всегда в условиях крайне недостаточной информации, имеющейся в распоряжении большинства населения.

Авторы этой книги стремились внести свой посильный вклад в сокращение дефицита информации о проблемах современного общественного развития.

По замыслу авторов, книга должна помочь вам задуматься над проблемами дальнейшего развития России в контексте мирового общественного развития, т. е. сравнивая Россию с другими странами мира и извлекая уроки из их опыта. В частности, она должна помочь вам в выборе первоочередных и реально достижимых целей национального развития, реализация которых необходима и возможна в условиях России в течение ближайших десяти, двадцати или пятидесяти лет, при вашей жизни, жизни ваших детей или внуков.

* Между тем национальные культурные ценности - это, может быть, как раз та сила, которая способствует сохранению единства общества в условиях, когда многие другие силы оказываются ослабленными вследствие каких-либо общественных потрясений. В таком случае культура - это не роскошь, а важнейшая составляющая социального капитала нации. Встречается даже мнение, согласно которому именно культура и является ключом к успешному экономическому и социальному развитию любой страны.