economicus.ru

Под ред. Т. П. Субботиной
Мир и Россия
Пособие для дискуссий в старших классах. Институт "Экономическая школа", Санкт-Петербург, 2007



Введение, стр.2

В книге поставлены сложные вопросы. Что такое "общественное развитие"? По каким показателям можно определить наиболее и наименее развитые страны мира? Какие условия необходимы для обеспечения устойчивого развития всех стран мира? Однако авторы не претендуют на знание непререкаемой истины по этим и многим другим проблемам, рассмотренным в книге. Они приглашают читателей к самостоятельным размышлениям на базе предложенной им новой информации. Это хорошая возможность для содержательных дискуссий по вопросам, на которые не существует простых ответов, возможность для выработки собственных мнений и их обоснования с помощью статистических данных и логических аргументов.

Ответы на многие из поставленных вопросов не могут быть абсолютно объективными, поскольку оценка относительной важности того или иного фактора неизбежно зависит от принятой системы моральных ценностей. В процессе работы над этой книгой авторы нередко спорили между собой, что в конечном счете помогало им достигнуть большей сбалансированности в изложении материала. Единственная идеологическая предпосылка, сознательно заложенная авторами в основу этой книги, сводится к следующему простому утверждению: "Развитие общества должно улучшать жизнь людей". Однако читателям придется самим решать, что именно входит в понятие "лучшая жизнь" и какие именно цели должно в первую очередь ставить перед собой развивающееся общество.

Важнейшее достоинство этой книги заключается в том, что она оперирует богатым статистическим материалом о развитии почти всех стран мира. Этот материал представлен не только в тексте книги, но и в статистических таблицах, а также в многочисленных графиках и картах. Экономическая, социальная и экологическая статистика - это мощный инструмент познания общества. Он помогает уточнить представления об окружающей нас действительности, выделить существующие проблемы, исследовать их причины и возможные пути разрешения. Однако имеющиеся статистические данные зачастую страдают множеством недостатков. Степень их достоверности неодинакова в разных странах. А поскольку на сбор, проверку и обработку данных уходит немало времени, они, как правило, устаревают еще до своего опубликования. Особенно это относится к мировым статистическим таблицам. (Статистические данные, использованные в этой книге, были наиболее свежими в момент ее написания, хотя и относятся не позднее чем к 1996 г.) К тому же следует иметь в виду, что многие аспекты общественного развития вообще с трудом поддаются статистическому измерению. Возьмите, к примеру, отношения и чувства людей, их ценности, приоритеты, права или культурные достижения. Поэтому изучение статистических данных, конечно, не может дать нам полной картины развития общества, но может обрисовать ее общие контуры.

Сравнение российских статистических показателей с соответствующими показателями по другим странам мира представляет особенный интерес для читателя по нескольким причинам. Во-первых, рассматривая свою страну на фоне всего остального мира, сравнивая ее с другими странами, легче понять и ее современное состояние, и возможности ее дальнейшего развития. Авторы надеются, что эта книга не только внесет свой вклад в удовлетворение спроса читателей на информацию о жизни за рубежом, но и будет содействовать формированию у них более реалистичных и более сбалансированных представлений о жизни в России. Во-вторых, вследствие усиления взаимозависимости всех стран мира и ускоренной интеграции России в мировое сообщество усиливаются взаимосвязи между всеми общественными процессами, происходящими в России и в других странах мира. В этой книге авторы стремились преодолеть традиционное для российской школы отделение истории и географии России от истории и географии мира, представляя изменения, происходящие у нас в стране, как часть многогранного процесса общественного развития в глобальном масштабе.

При всем уважении к статистике, авторам хотелось бы предупредить читателей об опасности поспешных умозаключений на основании вырванных из контекста одного-двух статистических показателей. Понимание того, насколько все в обществе взаимосвязано и как противоречивы могут быть результаты общественного развития в экономической, социальной и экологической областях, должно будет помочь читателям избежать этой опасности. Несомненно, что каждая из затронутых в книге тем заслуживает более внимательного рассмотрения и может быть дополнена более подробной и свежей информацией. Надо только учитывать разную степень точности этой информации в зависимости от ее источника и способа получения, а также по возможности не забывать о тех многочисленных процессах, которые почему-либо не получают отражения в существующих информационных потоках.


Как писалась эта книга

Книга "Мир и Россия" является уникальным результатом сотрудничества между несколькими российскими научными и образовательными учреждениями с одной стороны и Институтом Всемирного банка (г. Вашингтон, США) - с другой. Российские авторы книги работают в таких известных институтах, как Институт мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) АН РФ, Московский государственный университет (МГУ), Государственный университет - Высшая школа экономики и Московский институт повышения квалификации работников образования (МИПКРО). В процессе создания книги авторы в значительной мере опирались на статистические данные, аналитические исследования и учебные материалы, опубликованные Всемирным банком. В то же время все трактовки предоставленной информации принадлежат исключительно самим авторам.

Важным примером методологического подхода, позаимствованного авторами из материалов Всемирного банка, является деление всех стран мира на четыре группы в зависимости от величины их валового национального продукта (ВНП) на душу населения (см. главу 2, Словарь терминов с пояснениями и карту на внутренней стороне обложки в начале книги). Преимущество такой классификации стран, в отличие, например, от деления стран на "развитые" и "развивающиеся", авторы видят в его относительной объективности, независимости от тех или иных идеологических построений. Другой способ деления стран на группы, позаимствованный из публикаций Всемирного банка, это деление их на шесть аналитико-географических регионов (см. таблицу на внутренней стороне обложки в конце книги). Такое деление непривычно для российского читателя, но оно имеет смысл с точки зрения выделения групп стран с близкими уровнями развития. Использование этой классификации также позволило авторам оперировать средними статистическими показателями, вычисленными экспертами Всемирного банка для каждого такого региона мира.

Книга "Мир и Россия" родилась в результате проекта международного сотрудничества, инициатором которого выступил Институт Всемирного банка. С российской стороны в проекте участвовали Государственный университет - Высшая школа экономики, Московский государственный университет (МГУ), Московский институт повышения квалификации работников образования (МИПКРО) и Международный центр экономического и бизнес-образования (МЦЭБО).