economicus.ru

Под ред. Т. П. Субботиной
Мир и Россия
Пособие для дискуссий в старших классах. Институт "Экономическая школа", Санкт-Петербург, 2007



Глава VII. Образование


Образование и человеческий капитал

Экономисты определяют "капитал" как запас богатства, которое используется для производства товаров и услуг. Чаще всего под капиталом понимают станки и техническое оборудование, а также промышленные и торговые сооружения. Впрочем, правильнее называть все это ПРОИЗВЕДЕННЫМ (ФИЗИЧЕСКИМ) КАПИТАЛОМ. Но производство товаров и услуг зависит от знаний и навыков людей не меньше, чем от технических средств производства. Большое значение человеческого фактора в современном производстве отражается в характере распределения доходов среди владельцев произведенного капитала, с одной стороны, и "владельцев" знаний и навыков - с другой. Так, в США в 1980-е гг. общая сумма доходов, полученных от произведенного капитала (дивиденды плюс нераспределенная прибыль корпораций), была почти в 14 раз меньше, чем общая сумма дохода от знаний и навыков в виде заработной платы. Именно это натолкнуло экономистов на мысль о существовании так называемого ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА.

Человеческий капитал создается и наращивается главным образом посредством образования и обучения. Благодаря им повышается экономическая производительность человека, т. е. он может больше зарабатывать. Правительства, индивидуальные работники и их работодатели "инвестируют" средства в человеческий капитал, выделяя деньги и время на образование и профессиональное обучение (на накопление знаний и навыков). Такие инвестиции в человеческий капитал, подобно другим видам инвестиций, требуют определенных жертв, и люди готовы поступаться чем-то, если они рассчитывают в будущем получить вознаграждение в виде более высокого дохода. Правительства тратят государственные средства на образование, поскольку они уверены: хорошо образованное население поможет ускорить развитие страны. Работодатели согласны платить за обучение своих работников, поскольку они ожидают, что их расходы окупятся и они получат дополнительную прибыль благодаря более высокой производительности работников. А сами люди часто готовы тратить не только время, но и деньги, чтобы получить образование, так как в большинстве стран более образованные, обладающие лучшими навыками работники способны заработать относительно больше. Как правило, они могут производить больше продукции или продукцию, обладающую более высокой рыночной ценностью, а их работодатели признают этот факт, платя им более высокую заработную плату.

Однако экономическая отдача от образования не всегда одинакова. Вот несколько факторов, ее снижающих.

— Качество образования может быть низким, или знания и навыки, приобретенные во время учебы, могут не отвечать требованиям рынка. Это означает, что инвестиции в человеческий капитал были недостаточно эффективными, было создано меньше человеческого капитала, в результате чего общество и его отдельные члены получат более низкую отдачу.

— При низких темпах экономического роста в стране может наблюдаться недостаточный спрос на накопленный человеческий капитал. Поэтому человеческий капитал работников (образование и навыки) оказывается невостребованным и не получает соответствующего вознаграждения.

— В странах с экономикой централизованного планирования, включая Россию, разница в заработной плате работников с более высоким и более низким уровнем образования или профессионализма нередко намеренно сводилась к минимуму в интересах сохранения относительного равенства доходов, хотя и в ущерб интересам стимулирования качественного труда. Лишь в настоящее время, в процессе перехода к рыночной экономике, такого рода искажения в структуре заработной платы постепенно изживаются.

Общий национальный запас человеческого капитала и скорость его наращивания чрезвычайно важны для уровня и темпов экономического развития страны. Прежде всего потому, что человеческий капитал определяет способность экономики страны воспринимать и использовать технические нововведения. Правда, одних инвестиций в человеческий капитал - несмотря на их важность - для быстрого экономического роста недостаточно; такие инвестиции должны сопровождаться еще и верной государственной стратегией развития. В качестве примера можно привести Вьетнам и Филиппины. Известно, что в этих странах уровень грамотности взрослых выше, чем в других государствах Южной и Восточной Азии (см. статистическую таблицу 2). Тем не менее экономика этих стран до недавнего времени росла низкими темпами. В основном это объяснялось тем, что стратегии развития, принятые в них, не позволяли полностью задействовать имеющийся запас человеческого капитала. Во Вьетнаме препятствием была система централизованного планирования, на Филиппинах - стратегия экономической изоляции от мировых рынков. В конечном итоге в обеих странах отдача от инвестиций в человеческий капитал все же была получена: во Вьетнаме возобладал более рыночный подход к развитию и темпы роста значительно повысились, что привело к более эффективному использованию национальных кадров внутри страны. На Филиппинах правительство пошло на то, чтобы "экспортировать" своих многочисленных хорошо образованных работников (облегчить им выезд за рубеж на заработки) и "импортировать" значительную часть их заработков в форме перечислений твердой валюты их семьям, оставшимся на родине.

Правительства большинства стран все активнее занимаются предоставлением услуг в сфере образования (см. статистическую таблицу 2 и карту). Различия в величине государственных расходов на образование в разных странах (выраженных в процентах от ВВП) отражают различное значение, придаваемое правительствами этих стран задаче увеличения национального запаса человеческого капитала. Из статистических таблиц видно, что в среднем правительства развивающихся стран сегодня выделяют на образование бо?льшую долю национального дохода по сравнению с 1980 г. Однако эта доля все еще меньше, чем та, что выделяется в развитых странах: 3,4% в странах с низким уровнем дохода и 4,4% в странах со средним уровнем дохода по сравнению с 5,6% в странах с высоким доходом. С помощью таблиц можно рассчитать разрыв между развитыми и развивающимися странами по абсолютной величине государственных расходов на образование в расчете на душу населения. Этот разрыв - важное проявление порочного круга бедности (см. главу 6): низкий доход на душу населения не позволяет увеличивать инвестиции в человеческий (равно как и в физический) капитал, тормозит рост производительности и тем самым мешает сколько-нибудь значительному увеличению дохода на душу населения.

Впрочем, данные о государственных расходах на образование не дают полного представления о величине инвестиций в человеческий капитал в каждой стране. Дело в том, что во многих странах значительную долю составляют частные расходы на образование. Соотношение между государственными и частными расходами на образование в разных странах неодинаково и не связано непосредственно с уровнем среднего дохода в стране. Так, среди стран с низким уровнем дохода доля частного сектора в общих расходах на образование лежит в пределах от 20% (Шри-Ланка) до почти 60% (Уганда и Вьетнам), а среди стран с высоким доходом - от 5% (Австрия) до около 50% (Швейцария). С другой стороны, прослеживается определенная закономерность в соотношении государственного и частного финансирования разных уровней образования. В большинстве стран государство обеспечивает бесплатное начальное и нередко среднее образование, поскольку считается, что не только отдельные граждане, но и страна в целом получает значительную выгоду от того, что большинство ее жителей умеют читать, писать и имеют возможность полноценно участвовать в общественной и экономической жизни. В то же время в вузах - как государственных, так и частных - обычно взимается плата за обучение, поскольку считается, что гораздо бульшая часть выгод от высшего образования достается непосредственно выпускникам вузов (а не другим членам общества) в виде гораздо более высоких заработков, обусловленных именно их высшим образованием.

В профессиональном образовании важная роль нередко принадлежит работодателям, которые обеспечивают обучение непосредственно на рабочих местах или помогают финансировать обучение в профессиональных училищах. Государство заинтересовано в сотрудничестве с работодателями по двум основным причинам: 1) совместная оплата профессионального образования самим обучаемым и его будущим работодателем помогает экономить государственные средства; 2) важно как можно теснее связать профессиональное образование с потребностями рынка труда. Конкретные навыки лучше всего получать в ходе обучения непосредственно на рабочем месте, особенно a условиях быстрых прогрессивных изменений в технологии производства. Считается, что система государственного профессиoнального образования оправдана лишь в том случае, если работодатель сам не в состоянии наладить приемлемое обучение (например, мелкие и средние компании) или обучение за частный счет вообще невозможно (например, переподготовка безработных). Качественное общее образование, предшествующее поступлению на работу, - лучшая гарантия того, что человек сможет на протяжении своей рабочей карьеры обретать новые навыки, а также того, что работодатель будет заинтересован во вложении денег в профессиональное обучение такого работника. Особенно важной считается способность работника ясно излагать свои мысли в письменном виде, а также применять знание основ математики и естественных наук для самостоятельного анализа и решения возникающих задач.


Начальное образование и грамотность

Посещение начальной школы помогает детям получить базовые навыки чтения, письма и счета, а также другие знания и навыки, необходимые для продолжения образования в будущем. В странах с низким доходом часто одного начального образования оказывается достаточно, для того чтобы заметно улучшить жизнь бедняков, поскольку в результате они работают с более высокой производительностью, приобретают способность обучаться новым навыкам и меньше рискуют попасть в ряды безработных. Кроме того, результаты исследований показывают, что начальное образование - особенно девочек и женщин - способствует улучшению состояния здоровья членов их семей, сокращению количества детей в семьях и снижению детской смертности.

За последние 25 лет развивающимся странам удалось резко увеличить КОЭФФИЦИЕНТ ЗАЧИСЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ, несмотря на наблюдающийся в них беспрецедентный рост населения младшего школьного возраста (см. график на рис. 7.1).

Однако цель достижения всеобщего начального образования, которую преследуют правительства большинства развивающихся стран, по-прежнему не достигнута во многих из них (см. статистическую таблицу 2). Низкие показатели зачисления во многих странах с низким доходом могут свидетельствовать о серьезных проблемах системы образования, а также о неудовлетворительных социальных условиях, из-за которых дети не могут пойти в школу.

Поскольку известно, что именно начальное образование приносит обществу наибольшие социально-экономические выгоды по сравнению с другими уровнями образования, правительства большинства стран стремятся обеспечивать бесплатное начальное образование всем детям. Но государственные средства, которыми располагают для решения этой задачи страны с низким доходом, нередко оказываются недостаточными для удовлетворения растущего спроса со стороны быстро увеличивающегося населения. Кроме того, эти средства обычно распределяются неравномерно, так что наилучшие возможности для получения образования нередко получают городские дети, а не живущие в сельских районах, дети обеспеченных родителей, а не дети бедняков и, наконец, мальчики, а не девочки. В ряде стран государственное финансирование образования имеет крен в сторону последующих уровней образования, в результате чего выгоду получают в основном более старшие дети из относительно обеспеченных семей, что еще больше усугубляет социальное неравенство.

Даже при наличии доступа к начальному образованию дети из бедных семей не всегда в состоянии им воспользоваться. Многие из них вынуждены работать, вместо того чтобы ходить в школу. Преждевременная и напряженная работа подрывает их здоровье и тормозит развитие, а потому, и став взрослыми, они не смогут претендовать на высокооплачиваемую работу. Так замыкается еще один порочный круг бедности.

К тому же в развивающихся странах девочек в начальную школу зачастую поступает заметно меньше, чем мальчиков. Острее всего такой разрыв чувствуется в странах Южной Азии, Ближнего Востока и Африки южнее Сахары. Подобное положение дел отражает национальные традиции, включая традицию раннего замужества девочек, ограниченные возможности их работы вне дома и традиционное представление о том, что девочки должны в основном заниматься домашним хозяйством. В результате сегодня около 900 млн взрослых (почти каждый третий) в развивающихся странах неграмотны; из них две трети - женщины (см. график на рис. 7.2).

Заметим, что проблема детского труда тесно связана с проблемой бедности. Численность работающих детей в разных странах снижается по мере роста дохода на душу населения. Это означает, что дальнейший экономический рост устранит это препятствие на пути ко всеобщему начальному образованию. Напротив, неравенство между мальчиками и девочками при поступлении в начальную школу не связано с общим уровнем жизни, и страны не могут его просто "перерасти". Решение этой проблемы требует целенаправленной государственной политики, ориентированной, например, на снижение прямых и косвенных издержек для родителей учащихся девочек или строительство большего числа школ для девочек в условиях раздельного обучения.


Среднее и высшее образование

Коэффициент зачисления в среднюю школу в большинстве развивающихся стран гораздо ниже, чем коэффициент зачисления в начальную школу (см. статистическую таблицу 2). Хотя в последние несколько десятилетий показатели зачисления в среднюю школу постепенно улучшались, к настоящему времени менее 60% детей среднего школьного возраста в странах с низким и средним доходом ходят в школу. В странах с высоким доходом среднее образование стало практически всеобщим (см. рис. 7.3). На рисунке также видно, что еще в 1980 г. коэффициент зачисления в среднюю школу в России был значительно выше, чем в среднем по группе развитых стран. Однако к 1995 г. он упал гораздо ниже уровня, достигнутого к этому моменту развитыми странами, хотя и остается пока выше среднего уровня для стран со средним уровнем дохода.

Особенно низка доля учащихся в средней школе в соответствующих возрастных группах детей в странах Африки южнее Сахары. Обратимся к статистической таблице 2 за показателем детского труда - доли работающих детей в возрасте 10-14 лет. Этот показатель самый высокий также именно в этих странах. Детский труд остается наиболее серьезным препятствием к получению образования детьми в странах с низким уровнем дохода. Согласно имеющимся данным, в странах с низким доходом - за исключением Китая и Индии - работает почти одна треть детей в возрасте 10-14 лет, а во многих странах Центральной Африки их число достигает половины всех детей этого возраста. Кроме того, во многих странах данные по детскому труду занижаются или вовсе не предоставляются, поскольку официально считается. что такой проблемы не существует.

Разрыв между развитыми и развивающимися странами особенно очевиден в области высшего образования (см. рис. 7.4). В то время как в странах с высоким доходом доля учащихся в высшей школе в последние 15 лет быстро увеличивалась, в странах с низким и средним доходом в этой области наблюдались относительно незначительные изменения (см. статистическую таблицу). В России в 1980 г. КОЭФФИЦИЕНТ ЗАЧИСЛЕНИЯ в высшие УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ превышал аналогичные показатели большинства стран с высоким доходом (за исключением Канады и США), но к 1995 г. сократился, тогда как в развитых странах он резко вырос (см. рис. 7.4 и статистическую таблицу 2).

Сокращение доли учащихся в средних и высших учебных заведениях России объяснятся несколькими причинами, включая сокращение государственных расходов на образование с 7% ВВП в начале 1970-х гг. до 3,4% в 1992 г. В 1995 г. этот показатель вырос до 4,1%, но с учетом сокращения самого ВВП в результате кризиса переходного периода в абсолютном выражении спад продолжился. Другой важной причиной сокращения доли учащихся в России стало снижение спроса на обучение в системе профессионально-технических училищ и в инженерно-технических вузах. В то же время наблюдался повышенный спрос на программы, дающие знания в области гуманитарных наук, экономики, финансов, иностранных языков, а также другие навыки, востребованные новым рынком труда. Однако многие учебные заведения в России недостаточно быстро реагируют на такое изменение спроса.

Конечно, по количеству учащихся никак нельзя судить о качестве образования, следовательно показатели зачисления дают лишь примерное представление об относительных достижениях страны в области образования. Для того чтобы принести экономические результаты, содержание образования и профессиональной подготовки должно удовлетворять постоянно меняющимся требованиям рынка труда, вооружая выпускников именно теми знаниями и навыками, на которые будет предъявлен наибольший спрос на каждом конкретном этапе экономического развития страны. Например, странам, переходящим от плановой системы к рынку, обычно требуется больше специалистов в экономике и управлении бизнесом для работы в появляющемся частном и реформируемом государственном секторах. Современная "информационная революция" требует больше специалистов, знакомых с компьютерами, а из-за "глобализации" экономических отношений (см. главы 13, 14) растет спрос на знание иностранных языков. Однако работники, способные быстро овладевать новыми знаниями и навыками, нужны везде, и система образования, которая не развивает у учащихся такие способности, вряд ли может считаться эффективной.

Рис. 7.5 наглядно иллюстрирует как сильные стороны прежней системы школьного образования в сегодняшних странах с переходной экономикой, так и необходимость ее реформирования. Отметки учеников из Венгрии, Словакии и бывшего Советского Союза демонстрируют общий уровень знаний по математике и естественным наукам, значительно превышающий средний уровень учеников из других стран, включенных в международное сравнение. В то же время дети из этих стран резко отличались от своих сверстников из Израиля, Канады, Великобритании и Франции тем, что гораздо успешнее демонстрировали знания различных фактов, чем применяли их на практике в новых, нестандартных ситуациях. Это очень тревожный симптом, так как в условиях конкурентной рыночной экономики выпускники, неспособные к новым подходам и не привыкшие к необходимости решения неожиданных задач, в гораздо большей степени рискуют пополнить собой армию безработных и бедных.



* * *

Инвестиции в образование не только важный способ наращивания человеческого капитала страны и улучшения перспектив экономического роста. Они имеют и собственную ценность, поскольку образование расширяет кругозор людей, обеспечивает им возможность самореализации, способствует их материальному благополучию и здоровому образу жизни. Именно поэтому специалисты считают, что данные о грамотности и уровне образования человека являются одними из важнейших показателей КАЧЕСТВА ЖИЗНИ в стране.


-


+