economicus.ru

Под ред. Т. П. Субботиной
Мир и Россия
Пособие для дискуссий в старших классах. Институт "Экономическая школа", Санкт-Петербург, 2007



Глава III. Рост населения мира

Динамика населения - один из важнейших факторов общественного развития. Последние пять-десять лет отличаются беспрецедентными в мировой истории ТЕМПАМИ ПРИРОСТА населения мира (см. рис. 3.1). Знаете ли вы, почему это происходит?

Так называемый ╚ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРИРОСТ НАСЕЛЕНИЯ╩ происходит постольку, поскольку РОЖДАЕМОСТЬ превышает СМЕРТНОСТЬ. В отдельной стра╜не рост населения может происходить как вследствие естественного прироста, так и вследствие иммиграции населения из других стран. В масштабах мира весь рост населения происходит за счет естественного прироста.

Начиная примерно с конца XIX в. показатели смертности населения постепенно снижались во всех странах мира. Особенно резкое падение смертности наблюдалось в развивающихся странах после Второй мировой войны в связи с началом распространения достижений современной медицины. В большинстве развивающихся стран это падение смертности по меньшей мере на два десятилетия опередило начало снижения рожда╜емости. Результатом ста╜ли рекордно высокие темпы естественного прироста населения в этих странах на 3 и даже 4% в год. Примерно по╜сле 1965 г. показатели рождаемости также нача╜ли снижаться в большей части развивающегося ми╜ра. Исключением пока остаются страны Аф╜ри╜ки к югу от Сахары и Ближний Восток. Снижение рождаемости, на╜блюдаемое сейчас в развивающихся странах, со╜поставимо с аналогичной тенденцией, имевшей место в Европе и США еще в конце - первой половине XX в. (см. рис. 3.2).

Как видно на карте, в современных условиях темпы рождаемости в странах с низким уровнем дохода все еще остаются относительно высокими, несмотря на то что среднее количество детей, приходящихся на одну женщину (говоря языком статистиков, ╚фертильность╩ женщин), заметно уменьшилось (см. рис. 3.3). Причины наблюдаемого снижения фертильности в бедных странах разнообразны, но все они так или иначе связаны с ЭКОНОМИЧЕСКИМ РОСТОМ и человече╜ским развитием в этих странах. Родители предпочитают иметь меньше детей, если общие условия жизни улучшаются и вследствие этого им не надо бояться высокой детской смертности. Решению иметь меньше детей способствует и отсутствие необходимости полагаться на детей как на дешевых работников на семейной ферме, а также как на единственную гарантию обеспеченной старости. Определeнное влияние оказывает и то, что девочки теперь чаще получают хотя бы начальное образование, а женщины имеют больше возмож╜ностей работать вне дома. Наконец, растущая доступность противозачаточных средств по╜зво╜ляет родителям сознательно планировать увеличение семьи.

Следует отметить, что быстрое уменьшение фертильности может и не приводить к снижению рождаемости в стране, если в составе населения увеличилась доля молодых семей. Рост населения, вызванный тем, что большее количество женщин обзаводятся семьей, хотя число детей, приходящееся на каждую из них, остается прежним или даже уменьшается, называется ╚демографической инерцией╩. Этот фактор роста населения имеет особенно большое значение в тех развивающихся странах, где фертильность была чрезвычайно высока 20-30 лет назад.*

Несколько десятилетий снижения рождае╜мости в развивающихся странах уже привели к сокращению темпов роста их населения, несмо╜тря на продолжающуюся тенденцию падения смертности. В странах с высоким уровнем дохода рост населения происходит еще медленнее (см. рис. 3.4). Для современных развитых стран характерно так называемое старение населения (см. главу 8). В результате низкая рождаемость в этих странах сочетается с парадоксальным, на первый взгляд, ростом смертности. В таких развитых странах, как Германия и Италия, эти тенденции уже приводят к абсолютному сокра╜щению населения вследствие его ╚естественной убыли╩ (см. статистическую таблицу 1). В перспективе демографы ожидают распространения этой ситуации на другие развитые страны.

В результате названных тенденций в мире в целом темпы прироста населения сократились за последние 30 лет с более чем 2% до 1,5% в год. Однако в абсолютном исчислении население мира увеличивается сегодня с беспрецедентной скоростью - примерно на 230000 чел. в день.* Это видимое противоречие объясняется большей, чем когда-либо, исходной величиной населения. По данным на 1995г., всего на земном шаре проживали около 5,7 млрд чел., что было уже почти вдвое больше мирового населения 1970 года. По прогнозам ученых, в течение следующих 35 лет население мира вырастет еще на 2,5 млрд чел., причем 90% из них появятся на свет в развивающихся странах. Доля населения развитых стран в общем населении мира сократится за тот же период с 16 до 12%.

В краткосрочном плане быстрый рост на╜се╜ления в бедных странах замедляет рост ду╜шевого дохода, препятствуя наращиванию ин╜╜вестиций в ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ каждого отдельного индивида. Тем самым подрывается возможность радикального повышения производительности тру╜да в этих странах. Однако в долгосрочной пер╜спективе при условии успешного решения проб╜лемы повышения производительности труда большее количество работников в развивающихся странах может превратиться в позитивный фактор экономического роста этих стран.

Демографические тенденции в европейских странах с переходной экономикой резко отличаются от тенденций, характерных для большинства других стран - как развитых, так и развивающихся. Падение смертности в этих странах, происходившее в 1950-1960 гг., впо╜следствии за╜медлилось и постепенно прекратилось. В 1990-е гг. в целом ряде стран - Белоруссии, Болгарии, Латвии, Литве, Молдавии, России, Румынии, Украине и Эстонии - смерт╜ность даже росла. В результате в России, как это ни парадоксально, уровень смертности в 1995 г. был равен средней смертности в странах Африки южнее Сахары - 15 умерших в год в расчете на тысячу человек населения, тогда как средний показатель смертности в развивающихся странах равнялся девяти, а в развитых - восьми. Такое острое противоречие общемировой тен╜денции к снижению смертности в данной группе стран объясняется прежде всего резким ростом смертности среди взрослого мужского населения, для старших возрастов - в связи с увеличени╜ем числа сердечно-сосудистых заболеваний, для более молодых - в связи с ростом количества смертей от несчастных случаев, убийств и самоубийств. Многие из этих причин непосредственно вытекают из увеличения потребления нарко╜тиче╜ских веществ, прежде всего алкогольных напитков и табачных изделий, что в свою очередь отчасти связано с ухудшением условий жиз╜ни и стрессами, переживаемыми значительной частью населения в переходный период. Однако быстрые экономические реформы не обязательно влекут за собой такие печальные последствия: в Чехии, например, смерт╜ность в 1990-е гг. продолжала снижаться, а в Польше и Венгрии она оставалась неизменной (см. рис.3.5).

Уровень рождаемости в европейских странах с переходной экономикой за последние 5-10 лет резко упал. Причем причины быстрого снижения рождаемости в этих странах отличаются от причин, действующих в большинстве развивающихся стран: скорее всего, они относятся к так называемым социальным издержкам переходного периода. В результате в России, например, уровень фертильности, т. е. показатель количества детей, приходящихся в среднем на одну женщину, упал гораздо ниже ╚нормы возмещения╩ (чуть более двух детей на семью) и ниже уровня этого показателя в большинстве развитых стран (см. рис. 3.3).

Описанные демографические тенденции уже привели к отрицательному значению показателя естественного прироста, т. е. к ╚естественной убы╜ли╩, населения во многих европейских странах с переходной экономикой, включая Россию (см. рис. 3.5).

* По данным на середину 1995 г.

*Россия - одна из тех немногих стран мира, в которых фактор инерционного роста населения не имеет значения.


-


+