economicus.ru

Под ред. Т. П. Субботиной
Мир и Россия
Пособие для дискуссий в старших классах. Институт "Экономическая школа", Санкт-Петербург, 2007



Глава II. Сравнение уровней развития стран

Разным странам мира неодинаково "повезло" в отношении природных ресурсов: одни изначально были "наделены" плодородными почвами, а другим приходится нести большие затраты на искусственное улучшение земель; на территории одних оказались большие запасы минерального топлива (нефти, газа, угля), а другие вынуждены ввозить топливо из-за рубежа. Исторически наличие или отсутствие богатых природных ресурсов играло важную роль в развитии стран мира. Однако в конечном счете не это оказалось решающим фактором. Возьмите, к примеру, такие богатые сегодня страны, как Япония или Гонконг (Китай). Относительно высокий уровень экономического развития этих стран позволяет им гораздо эффективнее (продуктивнее) использовать те ограниченные природные ресурсы, которые исторически оказались в их распоряжении. Именно ЭФФЕКТИВНОСТЬ использования производственных ресурсов - не только природных, но и "человеческих" и произведенных человеком, или, как теперь говорят, ПРИРОДНОГО, ПРОИЗВЕДЕННОГО и ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛОВ - и считается сегодня действительным критерием уровня ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ разных стран.

Именно ЭФФЕКТИВНОСТЬ экономики разных стран и должны были бы, строго говоря, оценивать специалисты, для того чтобы определить, какие из стран мира следует отнести к наиболее экономически развитым. Однако на практике такие расчеты были бы слишком неточны. Хотя бы потому, что до сих пор не проведена оценка большей части мировых природных ресурсов. Весьма приблизительными являются также оценки человеческого капитала разных стран (см. также главу 7 и главу 17). Поэтому для сравнения уровней развития разных стран экономисты чаще всего используют показатели валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения или валового национального продукта (ВНП) на душу населения. По сравнению с показателем эффективности экономики ВВП или ВНП на душу населения подсчитать легче. К тому же эти показатели, во-первых, дают, хотя и грубое, представление об эффективности использования капитала в разных странах; во-вторых, представляют дополнительный интерес как показатели среднего уровня материального благосостояния, или "УРОВНЯ ЖИЗНИ", граждан разных стран независимо от того, проистекает ли это благосостояние из обладания более богатыми природными ресурсами или из более высокой эффективности их использования.


Валовой внутренний и валовой национальный продукт на душу населения

ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ (ВВП) - статистический показатель, измеряющий совокупную рыночную ценность всех конечных товаров и услуг, произведенных в течение года на территории данной страны. ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (ВНП) - то же, что ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ, плюс доходы, полученные гражданами страны из-за рубежа, минус доходы, вывезенные из страны иностранцами.

Для расчета этих показателей можно либо суммировать все полученные за год доходы - заработную плату, прибыль, процент на капитал, ренту на землю, либо суммировать все произведенные расходы - личное потребление, инвестиции, государственные закупки товаров и услуг, чистый экспорт (экспорт минус импорт). Теоретически результат вычислений в обоих случаях должен быть одним и тем же, поскольку расходы одного участника экономических отношений одновременно всегда являются доходами для другого, так что сумма всех доходов должна быть равна сумме всех расходов. При этом если подсчитываются все доходы (или расходы) на территории данной страны, то результатом вычислений является ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ. Если же в расчет принимаются все доходы, полученные гражданами данной страны (или расходы, произведенные ими же) как внутри страны, так и за рубежом, то в результате вычислений будет получен ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ.

ВНП страны может быть существенно меньше, чем ВВП, если значительная часть получаемых в стране доходов вывозится из нее иностранными фирмами или гражданами. Например, в Чили в 1994 г. ВНП был на 5% меньше, чем ВВП. Наоборот, если граждане данной страны владеют большим количеством ценных бумаг (акций или облигаций) иностранных компаний или правительств и получают по ним доходы, то ВНП окажется больше, чем ВВП. В Саудовской Аравии, например, в 1994 г. ВНП превышал ВВП на 7%. Однако для большинства стран показатели ВВП и ВНП различаются незначительно и зачастую считаются взаимозаменяемыми.

По показателям ВВП или ВНП можно судить о величине экономики отдельных стран. Однако для того, чтобы получить хотя бы приблизительное представление об уровне развития этих стран, необходимо поделить эти показатели на численность населения соответствующих стран. ВВП и ВНП на душу населения дают представление о количестве товаров и услуг, приходящихся в среднем на одного жителя страны, и называются также "доходом на душу населения" или "душевым доходом".

Обратите внимание на то, что в статистической таблице 1 в конце книги показатель ВНП на душу населения приводится не только в долларах по валютному курсу, но и в долларах по ППС - паритету покупательной способности. Паритет покупательной способности (ППС) - количество денежных единиц данной страны, необходимое для приобретения того же количества товаров и услуг на рынке данной страны, которое можно приобрести на один доллар на рынке США. Используя это количество в качестве условного "валютного курса", можно, например, пересчитать номинальную величину ВНП на душу населения страны, переведенную в доллары США по действительному курсу национальной валюты, в его реальную величину, т. е. величину, не зависящую от разницы в уровнях цен на одни и те же товары в разных странах или от колебаний курса национальных валют. Используя оценки ВНП в долларах по ППС, можно проводить более точное сравнение средних уровней душевого дохода в разных странах.


Сравнение уровней ВНП на душу населения
Индия
Китай
Россия
Бразилия
США
Германия
Япония
ВНП на душу населения
в долл. по валютному курсу,
1995 г.
ВНП на душу нааселения
в долл. по ППС,
1995
340
620
2 245
3 640
26 980
27 510
39 640
1 400
2 920
4 480
5 400
26 980
20 070
22 110