economicus.ru

Под ред. Т. П. Субботиной
Мир и Россия
Пособие для дискуссий в старших классах. Институт "Экономическая школа", Санкт-Петербург, 2007



Глава I. Что такое общественное развитие?


Цели и средства общественного развития

Можете ли вы ответить на вопрос: что означает "развитие" или "прогресс" общества? Как вы определите, какая страна мира является более развитой, а какая менее? Относительно проще определить, какая страна богаче, а какая беднее. Однако известно, что показатели богатства, т. е. объема ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, еще не дают нам информации о преобладающих способах использования этих ресурсов, о том, например, насколько равномерно распределено богатство среди различных групп населения, какая его часть используется для предоставления бесплатных услуг всем членам общества (например, в области здравоохранения и образования) или какое влияние оказывает производство и потребление на состояние окружающей среды. Понятно поэтому, что даже страны с примерно одинаковыми показателями средних доходов населения могут существенно различаться по показателям "КАЧЕСТВА ЖИЗНИ": возможности выбора рабочего места, доступности образования и медицинских услуг, чистоте воздуха и питьевой воды, уровню преступности и т. д. Как же тогда определить, которая из этих стран является более развитой?

Ответ на этот вопрос в принципе зависит, наверное, от того, как вы определите главную цель общественного развития: заключается ли она просто в накоплении богатства или в чем-то большем - в повышении благосостояния большинства, в создании условий для свободы людей, увеличении их социальной защищенности и т. д.?

В современных документах ООН акцент делается на так называемом развитии человеческого потенциала, или человеческом развитии, достижения которого оцениваются не только по показателям доходов населения, но и по таким факторам, как ОЖИДАЕМАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ, процент грамотности среди взрослого населения и уровень доступности образования. В широком смысле слова в понятие "человеческое развитие" включаются все аспекты развития личности человека - от состояния его здоровья до степени его экономической и политической свободы. Как отмечено в "Докладе о человеческом развитии-1996" (Программа развития ООН), "человеческое развитие является целью, а экономический рост - лишь средством к ее достижению".

Несомненно, что ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, увеличивая богатство страны в целом, расширяет ее потенциальные возможности в борьбе с нищетой и в разрешении прочих социальных ("человеческих") проблем. Однако из опыта последних десятилетий известен ряд примеров экономического роста, не сопровождавшегося соответствующим прогрессом в области человеческого развития, роста, достигавшегося при усилении экономического неравенства, ущемлении демократии, разрушении окружающей среды. Благодаря более глубокому пониманию многочисленных взаимосвязей между экономическим ростом с одной стороны и социальными и экологическими проблемами - с другой специалисты, в том числе экономисты, наконец осознали, что такой рост неизбежно неустойчивv, т. е. не может поддерживаться в течение долгого времени.

Для того чтобы быть устойчивым, экономический рост должен постоянно "подпитываться" такими результатами человеческого развития, как рост знаний и умений работников (ростом ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА) наряду с расширением возможностей их эффективного использования - увеличением количества и улучшением качества рабочих мест, облегчением условий обзаведения собственным бизнесом, демократизацией управления на всех уровнях (см. рис. 1.1). Наоборот, отставание с решением проблем человеческого развития способно резко затормозить экономический рост. Согласно уже упоминавшемуся "Докладу o человеческом развитии", за последние тридцать лет "ни одной стране не удалось перейти от одностороннего прогресса с замедленным человеческим развитием и быстрым экономическим ростом к благодатной спирали прогресса, в которой человеческое развитие и экономический рост взаимно содействовали бы друг другу". Поскольку за замедлением человеческого развития неизменно следовало замедление экономического роста, такая модель прогресса была расценена как "тупиковая".


Устойчивое общественное развитие

Призывы к устойчивому общественному развитию сегодня часто можно услышать в выступлениях политических деятелей разных стран мира. Однако само понятие устойчивого развития вошло в оборот сравнительно недавно и зачастую трактуется по-разному. Концепция устойчивого общественного развития, при всей ее важности, находится пока в самой начальной стадии разработки и постоянно расширяется и усложняется. Опираясь на материалы настоящего пособия, вы сами можете попытаться уточнить определение этого понятия и отыскать взаимосвязь между составляющими его элементами - многочисленными экономическими, социальными и экологическими условиями обеспечения сбалансированного и долговечного, т. е. "устойчивого", развития общества.

Классическая формулировка, предложенная Комиссией ООН по вопросам окружающей среды и развития еще в 1987 г., гласит, что общественное развитие является "устойчивым", если оно "позволяет удовлетворять потребности нынешних поколений, не нанося при этом ущерба возможностям, оставляемым в наследство будущим поколениям для удовлетворения их собственных потребностей"*. Понятно, что такого рода справедливости в отношениях между поколениями невозможно достигнуть при нарушении того же принципа в отношениях между группами ныне живущих людей, если экономическая деятельность одних будет по-прежнему угрожать благополучию других, принадлежащих к иной социальной группе или живущих в другой стране. Представьте себе, например, что продолжающаяся вырубка лесов в бассейне реки Амазонки - лесов уникальных в отношении биологического разнообразия - привела к исчезновению с лица земли малоизученного растения, использование которого в фармакологии могло бы спасти человечество от СПИДа. Или что рост выбросов в атмосферу углекислого газа, преимущественно индустриально развитыми странами, привел к глобальному потеплению климата, таянию ледников и затоплению островных и прибрежных территорий, в результате чего целые страны в развивающемся мире оказались в тяжелом экономическом положении.

Социальная справедливость, понимаемая как обеспечение равенства возможностей для благосостояния людям, принадлежащим как к нынешнему, так и к будущим поколениям, имеет по меньшей мере три аспекта: экономический, социальный и экологический. Общепризнано, что, для того чтобы развитие общества могло продолжаться длительное время, необходимо добиться определенной сбалансированности в решении всех трех групп задач (см. рис. 1.2). Игнорирование же одной из сторон этого "треугольника" способно поставить под угрозу и дальнейший экономический рост и все дальнейшее развитие общества.


* Об определении понятия "устойчивое развитие" см. также в главе 17.